1 декабря 2016 г
Life, Animated comes to UK cinemas 9 December
Оригинал текста: https://dogwoof.com/blogs/2016/affinity-therapy-by-simon-baron-cohen
Перевод: Лада Зюзюн
Мы попросили Саймона Барона-Коэна, директора научно-исследовательского центра аутизма, внести свой вклад в нашу «Анимированную жизнь». Ниже приводится его эссе «Терапия привлекательным», вдохновленное фильмом и первоначально опубликованное на нашем учебном ресурсе.
«Анимированная жизнь» несет вдохновляющую и революционную идею для профессионалов, работающих с сообществом аутистов, и для родителей детей с аутизмом, потому что в нем описывается новый способ установления связи с такими детьми, предлагается новый метод, который поможет им понимать окружающий мир и общаться.
В отличие от традиционных методов обучения детей с аутизмом, которые часто являются дидактическими формами обучения социальным навыкам или предполагают внешние поощрения для формирования поведения ребенка под руководством учителя или тераписта, «Life Animated» руководствуется собственными интересами ребенка и они сами по своей сути являются поощрением. Рон Саскинд идет так далеко, что создает новую формулировку для такого подхода, который он называет «терапией привлекательным». Но как бы мы это ни называли, давайте рассмотрим более подробно, что происходит.
В случае его сына, который не общался, как должен общаться маленький ребенок, ключом, открывшим возможность к общению и давшим мальчику способ разобраться в запутанном социальном мире, стали фильмы Диснея. Возможно, фильмы Диснея не подходят для всех детей с аутизмом, но это сработало в случае конкретного ребенка, потому что он был «одержим» фильмами Диснея. И это первый ключевой принцип. Найдите то, чем ваш особый ребенок «одержим», или (чтобы использовать менее стигматизирующий язык), что может быть лучше описано как страстное увлечение.
Для этого конкретного ребенка фильмы Диснея также имели несколько других ключевых элементов: они повторялись и, следовательно, всегда были предсказуемы, а дети с аутизмом любят предсказуемость. Он мог выучить слова, каждое действие, изучить каждого персонажа, малейшие интонации голоса, и он мог бесконечно повторять текст. И поскольку он любил эти фильмы, ему не нужно было никакой внешней награды, чтобы работать с материалами. Это было поощрением по своей сути.
Во-вторых, в фильмах Диснея был способ упростить сложный социальный мир до узнаваемых сюжетов: злодей и герой, как разрешить моральную дилемму, добро против зла, любовь против ненависти или зависти, спаситель против угнетения и т.д. Это архетипы. Эти архетипы всех историй от Библии до Шекспира, а величайшие сценаристы Голливуда невольно помогли детям с аутизмом, упаковывая эти сюжеты в лаконичные, интересные, повторяемые и упрощенные небольшие фрагменты, которые могут дать ребенку с аутизмом точку опоры, в противном случае ребенок путается в социальном мире.
Наши исследования аутизма подтвердили, что эти ключевые принципы действительно работают. Для эффективной терапии аутизма материал должен быть воспроизводимым, предсказуемым, помогать уменьшать социальную сложность до более простого формата, быть поощрением по своей сути и основываться на собственных интересах ребенка — под руководством ребенка. Мы обнаружили, что в детском телесериале «Тачки» были все эти характеристики — фильм об автомобилях с эмоциями, где автомобили были полностью предсказуемы и сами были источником удовольствия и увлечения для многих детей с аутизмом. Наши исследования показали, что просмотр «Тачек» в течение всего 15 минут в день в течение одного месяца привел к значительным успехам в понимании эмоций.
В отдельном исследовании мы показали, что Лего-терапия также привела к улучшениям у детей в спектре аутизма. Введение детей в группы из трех человек, где они могли бы делать то, что они любят, а именно строить конструкции Лего, будь они простые или сложные. Это привело к тому, что они получили уверенность в социальных навыках в предсказуемом, логичном мире Лего, который сам по себе является наградой для ребенка.
Ключ к тому, что Рон Саскинд называет терапией привлекательным, заключается в том, что профессионал или родитель должен определить, что близко конкретному ребенку. Поезда? Персонажи Диснея? Лего? Или это что-то совершенно иное? По всей вероятности, это будет тема, которая очень предсказуема, очень повторяема, но критично то, чтобы ребенок занимался ею по собственному желанию, это не что-то, навязанное ребенку благонамеренным взрослым, который проигнорировал то, что этот конкретный ребенок любит делать весь день каждый день.
Когда мы прислушиваемся к ребенку, наблюдаем за ребенком и следуем его примеру, используя его интересы и создавая терапию вокруг этого специфического страстного увлечения, мы находимся на три четверти пути к успеху. Рон присоединился к увлечению своего сына, и благодаря этому они установили связь друг с другом. Это революционная и вдохновляющая идея «Анимированной жизни».
Саймон Барон-Коэн
Директор научно-исследовательского центра аутизма Кембриджского университета
и попечитель фонда исследования аутизма.