Источник: McGill University. «Being bilingual may help autistic children: Study suggests bilingualism may increase cognitive flexibility in kids with Autism Spectrum Disorders (ASD).» ScienceDaily. ScienceDaily, 16 January 2018. https://www.sciencedaily.com
Перевод: Мария Зубарева
В исследовании предполагается, что билингвизм может улучшить познавательные возможности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Детям с РАС часто бывает трудно переключаться с одного задания на другое. Однако согласно новому исследованию, недавно опубликованному в журнале Child Development, билингвизм может облегчить им эту задачу.
«Это новое и удивительное открытие» — говорит профессор Aparna Nadig, основной автор статьи, из Факультета коммуникационных наук и расстройств в университете McGill University. «В течение последних 15 лет по вопросам, касающимся этой области, шли значительные дебаты – существует ли «двуязычное преимущество» с точки зрения исполнительных функций. Некоторые исследователи убедительно доказывали, что билингвизм улучшает познавательные способности, когда приходится неосознанно переключаться с одного языка на другой, чтобы верно реагировать на контекст, в котором происходит общение. Но никто еще не опубликовал исследования, которое бы наглядно демонстрировало, что такое преимущество есть также у детей с РАС. И поэтому очень интересно обнаружить, что оно все-таки есть».
Исследователи пришли к этому выводу, после сравнения насколько легко 40 детей в возрасте 6-9 лет, с РАС или без, которые владели одним языком или же были билингвами, были способны переключаться между заданиями в компьютерном тесте. В каждой категории было 10 детей.
Синие кролики или красные лодки
Изначально детей попросили отсортировать один объект, появляющийся на экране компьютера, по цвету (например, рассортировать синих кроликов и красные лодки как красные или синие), а затем детям было предложено рассортировать те же самые объекты по их форме (рассортировать синих кроликов и красные лодки по их форме, независимо от их цвета).
Исследователи обнаружили, что двуязычные дети с РАС справлялись значительно лучше, когда речь шла о более сложной части смены задания, относительно детей с РАС, которые владели одним языком. Это открытие, которое может в перспективе иметь очень большое значение для семей, в которые есть дети с РАС.
«В тот момент, когда принимаются важные решения в области образования и воспитания детей, крайне важно иметь более веские доказательства, которые семьи могли бы использовать, поскольку им часто говорят, что обучение более чем одному языку только усугубит языковые сложности ребенка!» – говорит Ana Maria Gonzalez-Barrero, соавтор статьи, недавний выпускник, получившая степень кандидата наук в McGill University. «Но в то же время растет число семей с детьми с РАС, для которых использование двух и более языков является общепринятой практикой. И, как известно, в двуязычных обществах, таких как наши в Монреале, владение только одним языком может быть существенным препятствием в зрелом возрасте для трудоустройства, образования и возможностей общества».
Несмотря на небольшой размер выборки, исследователи считают, что «двуязычное преимущество», которое они наблюдали у детей с РАС, имеет весьма большое значение и должно быть изучено далее. Они планируют продолжать вести наблюдение за детьми с РАС, которых тестировали в данном исследовании, в течение следующих трех-пяти лет, чтобы увидеть, как они развиваются. Исследователи также хотят узнать, может ли «двуязычное преимущество», которое они наблюдали в лаборатории, также наблюдаться в повседневной жизни по мере взросления детей.